Как в Якутии работает почтальон
Сегодня я расскажу вам про обычного якутского почтальона Василия Алексеева, который трудится в поселке Майя — одном из старейших поселений республики, и верен своей профессии уже 23 года.
Доставая из почтового ящика веер разноцветной рекламы, и выискивая в ней то, что действительно адресовалось мне, я никогда не задумывался о том, кто приносит мне эти письма и извещения. То есть я понимаю, что это делает некий почтальон, но я ни разу в жизни его не встречал. Другое дело — расклейщики объявлений — их я и выгонял из подъезда, и одного самого наглого даже сдал в отделение. А про почтальона своего я не знаю ни как его зовут, ни как он выглядит. Редкие письма появляются в ящике как что-то само собой разумеющееся.
Рассказ про якутского почтальона Василия пойдет во второй части этого репортажа, а сначала позвольте сделать историческое отступление:
Ямская гоньба
Почтовая служба в России появилась во времена монголо-татарского ига. Существовшая с XIII по XIX века почтовая служба называлась «ямская гоньба» и представляла собой систему почтовых дворов (или ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40—50 верст друг от друга.
Ямщики были кучерами, состояли на государственной службе и выполняли различные перевозки для государственных нужд, в том числе и почтовые. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России. Сегодня это уже история. Якутские почтовики чтут традиции, которые идут с времен ямщиков Иркутско-Якутского почтового тракта и совместно с почтой России устраивают тематические праздники.
На фотографии Петр Кондаков, потомок ямщиков Вилюйской волости Якутской губерни и его охранник, сопровождающий ценных посылок, Герман Арбугаев. Мне довелось прямо с самолета попасть на историческую реконструкцию доставки срочной государевой почты на реке Лена. За четыре дня ямщики, сменяясь сами и меняя лошадей, преодолели более 400 километров.
Известный актер Кристоф Вальц также принял участие в историческом празднике и перевоплотился в одного из ямщиков
На ямщицкие баулы ставилась сургучная печать. Посылка передавалась от одного ямщика другому, и так на всем маршруте.
Великая река Лена. Она намного шире, чем кажется на этой фотографии. Это лишь один из небольших ее рукавов.
Легко ли пройти на лошади пятьдесят километров в -40ºC по льду Лены? Мне хватило и пары километров )
Благо меня подобрала Буханка — основной колесный транспорт почты России в Якутии.
Мы доехали до деревни старая Табага. Ямщик Дмитрий ожидал своей очереди, и немного волновался.
Перед тем, как отправиться обратно в Якутск, я успел немного прогуляться по деревне в поисках антиутопичных видов. Не знаю почему, но меня привлекают именно такие пейзажи. Может быть из-за фильма Кин-дза-дза.
Главное — не делать вывод по этим фотографиям, что в дальних деревнях все так плохо. Это совсем не так.
Якутск
Разбирая дома фотографии, я вдруг осознал, что не сделал ни одной фотографии города. Я снимал в соседних селах, я гулял по порту Жатайя, а столицу республики снять забыл (значит точно суждено вернуться). А между тем, Якутск — самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты. Это третий город Дальневосточного федерального округа по численности населения после Владивостока и Хабаровска.
Железнодорожное сообщение с Якутском отсутствует как таковое. Доставка почты извне республики осуществляется в основном авиаперевозками. Добраться автомобильным транспортом до Якутска проблематично из-за реки Лена: одноименная федеральная трасса доходит только до поселка Нижний Бестях, расположенного на правом берегу Лены, напротив Якутска. Наземное сообщение с городом непостоянно и осуществляется только с декабря до середины апреля и с июня по сентябрь — зимой по льду и летом на пароме. Во время весенней распутицы действуют нерегулярные частные рейсы на катере с воздушной подушкой, которые стоят космических денег. В период ледостава работает паром с ледоколом. Этот вариант еще дороже.
Отсутствие моста через Лену доставляет огромные логистические и транспортные неудобства всем жителям республики. На примере почты: каждый год на пять месяцев город становится отрезанным от правого берега, федеральной трассы и всех районов (улусов), сообщение с которыми осуществляется через Лену. На все это время в этих районах закрывается прием почты наземным транспортом.
В Якутске вся почта поступает в Якутский магистрально-сортировочный центр, оттуда уже распределяется по ОПС и дальше до районных центров республики. В райцентрах идет уже сортировка по населенным пунктам.
Почта в Якутии идет самолетами, автомобилями, водным транспортом, на воздушной подушке, на снегоходах и вездеходах. Очень помогают главы муниципальных образований, которые забирают почту из районных центров в деревни.
Почтальон Василий Алексеев
Из Якутска в Майю почта доставляется на почтовой Буханке. Майя — это административный центр Мегино-Кангаласского улуса, довольно большое поселение с населением 8000 человек. Когда река закрывается, почту доставляют всеми возможными способами. Вертолетом и катерами на воздушной подушке.
В Майском отделении почты работает три почтальона по доставке пенсий и пять почтальонов по доставке печати. Василий — бригадир почтальонов.
С 17 лет он пошел работать на почту и вот уже 23 года верен своей профессии. Каждое утро кроме воскресения он формирует по адресами и складывает в свою сумку выписываемые газеты, приходящие письма, извещения и телеграммы.
Утром его сумка весит больше 10 килограмм, но с каждым двором ее вес постепенно уменьшается.
— Вась, а спина не болит от сумки? Каждый день столько таскать на одном плече!
— Ох, болит спина, — засмеялся Василий, — рюкзак для здоровья лучше, но из него доставать не удобно.
Почтальон достал очередную газету и проворно опустил ее в почтовый ящик. Мы пошли дальше.
За один день Василий проходит до 500 дворов и вышагивает до 20 километров.
— Сейчас я разношу в основном газеты и извещения. Писем за последние 10 лет стало намного меньше. Люди забыли про волшебство рукописного письма, про его тайну, ожидание, и долгожданное вскрытие конверта. Да и некогда сейчас людям письма писать — все по воцапу общаются. Зато много стало заказных писем с документами — люди стали больше судиться, — улыбнулся Василий.
— Есть у почтальона главный враг. Это домофон! Сейчас во многих домах установили, и у меня много времени уходит на то, чтобы в подъезд попасть. Некоторые жильцы дают мне таблетки от дверей, у меня их целая банка.
— А как в остальные подъезды попадаешь?
— Звоню по квартирам. Меня все в поселке знают, всегда пускают. Но все это лишнее время.
— Однажды летом я разносил почту и встретил маленькую девочку, лет двух. Это было на окраине, недалеко от кладбища. Она сказала, что потерялась и попросила помочь найти ее дом. На удивление, она была очень спокойной. Мы минут двадцать искали ее дом и встретили ее дедушку, который ее искал. Он очень обрадовался и долго благодарил меня.
— А бывает так, чтобы жители звали тебя на чай, предлагали отобедать?
— Я редко соглашаюсь, времени не хватает. Однажды я отнес газету и заказное письмо одной женщине. Она угостила меня чаем. Она листала газету и вдруг как закричит! Оказалось, что она в лотерею выиграла квартиру в Якутске.
— По правилам почты, если доставка из города пришла после двух часов дня, разнос по адресам осуществляется на следующий день. Пока пройдет сортировка, пока почтальоны соберут свои сумки. Но Василий даже в пять вечера все равно пойдет по маршруту. У него душа болит, пока он почту не разнесет. Ему даже жена регулярно помогает, — сказала за чаем Анна Александрова, начальник майнского почтамта, которая к нашему приезду накрыла такой шикарный стол, что я трижды пожалел, что плотно позавтракал в Якутске.
Я спросил на почте, можно ли посмотреть, как Василий приносит в какую-нибудь семью газету? Оказалось, что по правилам вся печать доставляется только до почтовых ящиков. Но на маршруте Василия есть несколько домов, где он по своей инициативе передает газеты лично в руки. Вася сказал, что мы зайдем к Марии Семеновне, ветерану войны. И предупредил ее о визите по телефону.
Для меня стало совершенной неожиданностью, что Мария Семеновна и ее дочь встретят нас в национальных костюмах, да еще и напоят чаем с оладьями.
Стрекаловской Марии Семеновне 83 года. К огромному сожалению, недавно она совсем потеряла зрение. Но местную газету Эркээйй все равно выписывает постоянно. Ей читает дочь или соцработники, которые заходят ее навестить. По телевизору, как по расписанию, Мария Семеновна все время слушает передачи про Украину, про Донецк и Луганск. И очень переживает.
Оказалось, что Мария Семеновна тоже когда-то работала на почте. Но сколько, она уже не помнит. Сказала, что много.
Таких людей, как Мария Семеновна на маршруте почтальона довольно много. Жители Майя хорошо знают Василия, ждут его и доверяют ему. Многие оформляют подписку через него, не заходя в почтовое отделение. На улице, пока мы прогуливались по дворам, каждый встречный здоровался с почтальоном.
Алексеев Василий Федотович, родился в 1975 году. Женат, имеет одного ребенка. Принят на работу почтальоном с октября 1992 года.
Это только начало рассказа про мою поездку в республику. В следующих частях смотрите репортажи про Ленские столбы, порт Жатайя и рассказ про Тикси.
Большое спасибо Василию Алексееву, всему майскому почтовому отделению и всем-всем-всем, кто принимал участие в организации пресс-тура Почты России в Якутию!
Смотрите также: