О том, как делают баяны
24-03-2016, 13:50
О том, как делают баяны
Рассказывает Сергей Мухамедов: Редакция недоСМИ в полном своем составе в количестве одного человека, терзаемая вопросом, сложно ли порвать баян, отправилась на родину российского оружия, пряника и самовара, в гости на предприятие «Тульская гармонь».
Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по изготовлению этих музыкальных инструментов стал в Туле вторым по значимости.
В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.
Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.
В былые советские времена этот самый крупный в Союзе завод выпускал 5000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь — стоит 5000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян — 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические — от 25 тысяч.
— Так все-таки сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.
— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.
— А порванные пополам приносят чинить?
— Нет, ни разу не было.
— На Новый год, Восьмое марта играете на работе, когда празднуете?
— За столом нет, бывает, приглашаем коллектив какой, они выступают.
— Играть, естественно, все сотрудники умеют?
— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.
На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть как минимум стариком.
— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?
— Если использовать готовые детали — месяц.
— Так быстро?
— А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.
Столярка — чисто мужской цех.
По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии — они интереснее — и уже здесь вставляют наши внутренности — «потому что тульский звук еще никто не отменял».
Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.
Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.
За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из-под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.
Все детали собственного производства.
Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ, — декоративная решетка.
Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.
Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.
Так изготавливается кусковая голосовая планка.
Именно она и издает звук.
Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.
Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке.
На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту.
Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит, и звук.
— А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика.
— Тогда спиливаешь язычок ближе к началу, и так по кругу.
Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.
На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца.
Левый полукорпус содержит 2000 деталей.
— Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?
— Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется, чтобы потом на переделку возвращался.
Все, что имеет 2 ряда клавиш, — гармонь, у баяна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.
Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.
— Рисунки отличаются от настроения?
— Конечно, я ж не машина.
— Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?
— Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.
Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.
Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.
Смотрите также: