Российские деревни с необычными и забавными названиями
Откуда у арбуза баран, а у Бориса — грива? Есть ли жизнь на Венере и чье приятное свидание состоялось в Крыму? Продолжаем рассказ о странных названиях российских деревень.
Арбузов-Баран, Татарстан
Поселение, стоящее на реке с веселым названием Баранка, именуют химической Меккой: ежегодный «хадж» сюда совершают все сотрудники Казанского института органической и физической химии имени Арбузова — именно здесь родился выдающийся ученый, чьим именем институт назван. Международная премия его имени вручается лучшим химикам мира, проходят Арбузовские чтения, а в селе, где Арбузовы с 1713 года имели весьма обширные владения, теперь есть названная в честь Александра Ерминингельдовича улица и его музей.
С первой частью названия села все понятно. А вот откуда взялся Баран? Причем не один. Неподалеку есть деревня Никольский Баран. Существует такая версия: столетия назад по этой земле кочевало воинственное племя баранджаров из Булгарского государства. Вот первая часть названия племени и стала частью названия села.
Обшаровка, Самарская область
Заселение пустынного левого берега реки Волги началось при Екатерине II — выходцами из Ярославской, Владимирской, Тульской губерний. Рядом с ними обживались и жители правого берега, землей там так и не обзаведшиеся. Многие приезжали из Костычей (сейчас город Октябрьск). Так что стало поселение Новыми Костычами. А в XIX веке название поменяло на Обшаровку. Почему?
По Оренбургскому тракту, на котором располагалось село, движение шло оживленное: двигались обозы с товарами, гуртовщики перегоняли скот, купцы, удачно поторговав, везли домой заработанное. Так что к жителям села, которых было и без того почти 7000, все время прибавлялся заезжий люд: переночевать, поесть, да чего уж там — выпить. Местные умельцы не дремали: избавляли кошельки от излишней тяжести, а возы — от товара. Проснется утром горемыка: голова трещит, в кармане пусто. Вот и закричит горестно: «Обшарили!» Но кричи не кричи — не вернешь. И такие истории чуть ли не каждый день повторялись. Так и стало село Обшаровкой.
Приятное Свидание, Крым
Название этого села, находящегося между Бахчисараем и Симферополем, навевает лирическое настроение. Местные объясняют его происхождение тем, что здесь вездесущая Екатерина II, с которой связывают происхождение половины русских топонимов, повстречалась во время путешествия в Крым с Григорием Потемкиным — создателем Черноморского военного флота и, что в данном случае важнее, фаворитом императрицы. В подтверждение демонстрируется каменный столб, какие устанавливали по пути следования царственной особы в Крыму, — «екатерининскую милю». Кроме наличия столба версия эта ничем не подтверждается.
Есть и другое объяснение. На карте 1842 года впервые обозначен стоящий на этом месте безымянный трактир. Во время Крымской войны 1853–1856 годов в нем нередко пересекались дороги военных: одни ехали из осажденного Севастополя на лечение в госпиталь, что находился в Симферополе, другие, наоборот, направлялись к месту боевых действий. Нередки были встречи знакомых, которые, конечно, тут же и отмечались со всею радостью. Заведение стало называться «Приятное свидание», что зафиксировано в верстовой карте 1890 года, а позже вокруг трактира, который будто бы посещал и молодой артиллерист Лев Толстой, выросло целое село с таким названием.
Кормежка, Саратовская область
Голодному усталому человеку проехать, не задержавшись, мимо этого места невозможно — кормежка! И не проезжали. Здесь меняли лошадей, ночевали, утоляли голод. Назначение такое село приобрело издавна, так как стояло на почтовом тракте Волгск — Николаевск.
Кормежка — одно из крупнейших и старейших старообрядческих поселений Саратовской губернии. После крестьянской реформы 1861 года западную часть села выделили в отдельную деревню — Журавлиху. В ней оказались почти все православные. Староверы остались по прежнему адресу.
К концу XIX века в Кормежке на 198 дворов насчитывалось 834 жителя. Имелись церковь и молитвенный дом, почтовая станция, школа, одна водяная и восемь ветряных мельниц, трактиры. Советская власть вновь объединила село с Журавлихой и организовало трудовую земледельческую артель «Кормежка». Общность появилась и в другом. Старообрядцы и в прежние времена бывали в опале. Но Ленин, взявший на вооружение фразу Карла Маркса, ясно заявил: «Религия — опиум для народа». Так что православным тоже пришлось «уйти в подполье».
Борисова Грива, Ленинградская область
Барон Павел Корф, в частности, был известен тем, что проложил в 1892 году первую в России железную дорогу с шириной колеи 750 мм (узкоколейку) от Большой Охты до своего имения Ириновка. По ней перевозили пассажиров и грузы — в частности, торф с торфяников, принадлежащих барону. Через четыре года у узкоколейки появилась еще одна станция — Борисова Грива. Она находилась рядом со стекольным заводом, построенным неподалеку от поместья Корфа Ириновско-Шлиссельбургским промышленным обществом. Вокруг завода, на котором в 1905 году трудились почти 500 рабочих (по тем временам — немало) и возникла деревня. Первое упоминание о ней есть на карте окрестностей Петрограда Ю. Гаша от 1914 года.
И деревня, и станция получили название от, собственно, Борисовой Гривы — так называли длинный, пологий, поросший лесом холм, начинающийся у Ириновки. «Грива» эта, то повышаясь, то понижаясь, тянулась и дальше и считалась частью Ириновской возвышенности, образовавшейся после схода ледника примерно 11 000 лет назад.
С гривой вроде бы разобрались. А кто же ее владелец — Борис? Названия мест, находящихся неподалеку и связанных с этим именем, можно обнаружить на картах конца XIX века. Борисовым называлось большое болото, расположенное по другую сторону узкоколейки, Борисовым звался находящийся рядом ручей. Существуют предположения, что в новую деревню отселились жители соседнего Ваганова, известного еще с допетровских времен. Возможно, среди них и следует искать того самого Бориса.
Венера, Липецкая область
Еще недавно здешние жители имели весьма лаконичный адрес: Венера, дом, например, 2. Только в 2007 году единственная улица, идущая от железнодорожной платформы, получила название Яблоневая, и все стало как у людей. Правда, к этому времени поселок уже вошел в городскую черту и превратился в один из микрорайонов Липецка. На его жизнь это никак не повлияло. Он все так же окружен садоводческими участками, зелен и называется именем богини любви, вернее, названной в ее честь планеты.
Венерой поселок и находящееся здесь сельскохозяйственное товарищество стали в 1922 году — тогда любили давать космические имена. Не заморачиваясь, нежное имя присвоили и расположившемуся рядом полигону твердых бытовых отходов, куда свозился мусор со всего Липецка. Свалка «Венера» — звучит?
Смотрите также: