Казачьи потомки албазинцы, живущие в Китае
16-04-2023, 17:00
Казачьи потомки албазинцы, живущие в Китае
За пределами России проживает множество русских этнических групп, считающих себя хранителями «русского мира» вне родины. Одни из таких представителей – казачьи потомки албазинцы, живущие в Китае. Несмотря на то, что от азиатов их не отличить, а по-русски они не говорят, албазинцы гордятся своим происхождением и передают память о нем из поколения в поколение. Их имена хоть и записаны иероглифами, но по-прежнему строятся на основе русских. Албазинцы продолжают почитать культуру предков и усердно хранят православную веру.
Правда, по-своему.
Албазин – так назывался населенный пункт, а точнее – первое русское поселение в Приамурье, основанное в процессе освоения казаками нынешнего Дальнего Востока. В 17 столетии за те территории схлестнулись между собой Россия и Китай. Албазинский казачий гарнизон долгие месяцы сдерживал превосходящую армию противника. Но к лету 1685-го китайцы взяли непокорный острог. Войска императорского Китая с правителем Кан Си во главе не стали рубить с плеча. Русскому гарнизону предложили сдаться, потому как успешная осада крепости Албазин предрешила судьбу казаков. Трехтысячная цинская армия генерала Пэн Чуня захватила весь городок, сделав плененным русским судьбоносное предложение - перейти на службу в маньчжурскую Поднебесную.
Из всех казаков отказались лишь несколько, но к абсолютному меньшинству никто прислушиваться не стал. Возможно, считают историки, такая готовность обусловлена не лучшими на тот момент взаимоотношениями албазинцев с Москвой. Так несколько десятков казаков (по разным сведениям, от 30 до сотни), в том числе православный священник, оказались в Пекине. Правда, некоторые исследователи полагают, что добровольно принятого подданства не могло быть, и русские оказались в Китае насильно.
Как бы там ни было, китайский император поступил с албазинцами учтиво, рассчитывая на усиление собственной армии умелыми и опытными воинами. Чужеземцам выделили для проживания отдельный район и предложили места службы в элитных цинских частях. Казаков, как их называли, «ло-ча», объединили в отдельную сотню Кансиской русской гвардии из числа «знамённых войск». Император открыто ценил иностранных гвардейцев, что выразилось в позволении исповедовать традиционную религию. Для этих целей он даже подарил русским собственный православный храм.
Дело в том, что, уходя в Китай из России, пленные дальновидно прихватили с собой церковную утварь и иконы. И главной святыней на чужбине был образ Николая Чудотворца. «Русские гвардейцы желтого императора» расселились в Пекине в районе Дунчжимэнь. В 1713-м руководство Русской Православной Церкви инициировало основание в Пекине Православной Миссии, поводом к чему послужило как раз наличие там потомков казаков. К исходу 19 столетия в Китае проживали уже не менее тысячи албазинцев.
По многочисленным свидетельствам русских путешественников уже спустя три поколения албазинцы ничем не отличались от стандартных азиатов. Все дело в том, что цинская династия допустила в казацкой среде браки с вдовами обезглавленных преступников. Совместные русско-китайские потомки быстро множились. Правда, сегодня этнографы колеблются, относить ли их к группе китайцев или маньчжуров.
Параллельно видоизменялись и изначально русские фамилии экс-защитников Албазина. Если говорить прямо, то они исказились до неузнаваемости. Албазинцы постепенно перешли на традиционные китайские одежды, все больше забывая русский язык. Единственное, на чем они стояли непреклонно, - сохранение православной веры. Правда, именно за родное вероисповедание солидная их часть поплатилась головой. В 1900-м, в процессе так называемого «боксерского восстания», не менее трехсот потомков казаков погибли. Подавление бунта повлекло за собой убийства условно агрессивных участников, иностранцев и иноверцев, к коим автоматически отнесли православных христиан. Десятки таких, и албазинцы, в частности, были впоследствии канонизированы РПЦ в качестве китайских мучеников. Уничтожались православные храмы на китайской территории и значительно позже - в ходе культурной революции.
Сегодня албазинцы продолжают компактно проживать в Пекине, несколько десятков обитают в Тяньцзине, можно встретить албазинцев в Харбине, Ухани, Шанхае и, возможно, еще нескольких крупных городах. Их общую численность точно оценить сложно, но ориентировочно русских потомков в Китае осталось около 300-400 человек. Какая-то часть албазинцев вернулись на историческую Родину. Как уже говорилось, главная особенность этой этногруппы – сохранение религии даже на фоне утраты языка. Именно по этой причине вернувшиеся в Россию переселенцы допущены к учебе в духовных семинариях. Правда, вера у продолжающих жить в Китае албазинцев своеобразная и больше напоминает православную культурную традицию. Например, все те, с кем удалось общаться русским журналистам, не знают никаких молитв, не имеют дома молитвослова, Евангелия и святых образов.
Из пяти приведенных на территорию Китая родов до нынешнего времени точно сохранились представители русских фамилий в сокращенной китайской интерпретации — Ду, Яо, Хэ (Дубинины, Яковлевы, Хабаровы). Из-за пресловутой антипатии китайцев в адрес буквы «р», серьезно мутировала красивая русская фамилия «Романовы», превратившаяся в «Ло». Самый многочисленный род сегодня - Дубинины. Один из его представителей - IT-специалист Николай Дубинин, неоднократно встречавшийся с журналистами. Он вместе с семьей проживает в районе пекинского посольства России. К слову, в том квадрате предпочитали жить основная масса албазинцев. Когда район реконструировался, потомки русских перебрались в современный район северной части столицы.
Смотрите также: